Ориентальный стиль, использующий мотивы китайской живописи средних веков, — шинуазри — не теряет актуальности на протяжении веков, равно вдохновляя искусствоведов и современных дизайнеров. «Китайщина», как ее переводила с французского языка аристократия Российской Империи, получила известность в конце XVII века, благодаря свежим культурным веяниям с востока, когда Голландская Ост-Индская компания начала регулярные поставки оригинальных предметов декора из Китая.
Особенности дизайна и непревзойденное качество материалов сделали предметы декора желанными в домах европейской знати. Ей быстро полюбились дорогие, роскошные шелковые и хлопковые ткани, изящные чайные пары из китайского фарфора, необычные вазы, статуэтки и табакерки — тонкие, хрупкие, пронизанные невесомыми узорами. Китайский фарфор покорил европейских аристократов и стал несомненным признаком богатства семьи. Товары с Востока могли позволить себе лишь очень обеспеченные люди, несмотря на высокую стоимость, европейцы были очарованы их необычной эстетикой и оригинальностью.Китайский фарфор покорил европейских аристократов и стал несомненным признаком богатства семьи
В 1667 году Афанасий Кирхер, немецкий ученый-полимат и изобретатель, монах ордена иезуитов, профессор математики и востоковедения выпустил в свет книгу «Китай разъясненный», где подробно и иллюстрировано описал образ жизни, культуру и политику Поднебесной. Основной целью издания было продемонстрировать распространенность христианства на Востоке и успехи в миссионерской деятельности ордена иезуитов. Так как повествование насыщено иллюстрировало природу и культуру региона, спрос на книгу был колоссальный, в течение года пришлось даже выпустить дополнительный тираж. Два года спустя «Китай Разъясненный» в урезанном формате был переведен на английский язык Джоном Огилви.
Так постепенно самобытная восточная культура начала планомерно проникать во все сферы жизни европейского общества от предметов туалета до архитектурных решений. К XIX веку популярность «китайщины» все же неуклонно угасает, что обусловлено появлением других ориентальных стилей из Турции и Египта. Новый рассвет шинуазри придется уже на начало XX века, эпоху ар-нуво и ар-деко.
Развитие стиля
В начале XVIII века шинуазри становится столь популярным, что местным производителям становится выгодно наладить собственное производство. Таким образом, востребованные восточные диковинки становятся более доступными и удовлетворяют все возрастающий спрос.
К XIX веку популярность «китайщины» все же неуклонно угасает, что обусловлено появлением других ориентальных стилей из Турции и Египта. Новый рассвет шинуазри придется уже на начало XX века, эпоху ар-нуво и ар-деко
Первыми начинают появляется аналоги дорогой китайской посуды. Мотивы перенимают известнейшие мануфактуры, например, немецкая «Мейсен» (Meissener Porzellan) долгое время бывшая ведущим предприятием, на котором изготавливали настоящий твердый фарфор, и их французские последователи «Севр» (Manufacture nationale de Sevres). Интересно, что перед производителями не стояла задача изобрести нечто новое, они лишь копировали доступные импортные образцы. Одновременно с развитием производства китайской посуды в Европе входит в моду также и культура чаепития.
За фарфором начинают появляться другие предметы декора — мебель, ширмы, обои, панно и картины. Особенностью китайской корпусной мебели было покрытие черным или красным лаком и нанесение орнамента. Европейские мастера быстро освоили китайские технологии и даже научились делать лак совершенно разных оттенков. Так мебель шинуазри стала отличаться разнообразием цвета. В целом, контрастная цветовая палитра типична для шинуазри. Ее характерные цвета — глубокие: синий, зеленый, алый, пурпурный и обилие золотых акцентов. Часто эти цвета дополняются нежными вариациями бежевого, розового, белого, молочного и бирюзового тонов. Известный британский мастер-краснодеревщик Томас Чиппендейл настолько вдохновился китайскими технологиями изготовления мебели, что объединил 160 дизайнов шкафов, комодов, стульев и зеркал в книгу «The Gentleman and Cabinet-Maker’s Director». В переводе книга получила сокращенное название «Директор».
Шинуазри не мог не отразиться на женской и мужской моде. Аристократы дома предпочитали надевать халат в виде кимоно или баньян, сделанный из китайского шелка. В дополнение к нему надевался подходящий по стилю жилет и тюрбан. Баньяны были настолько популярны, что мужчины даже позировали в них для портретов.
Аристократы дома предпочитали надевать халат в виде кимоно или баньян, сделанный из китайского шелка. В дополнение к нему надевался подходящий по стилю жилет и тюрбан
Тем временем, несмотря на успехи в производстве, европейский шинуазри часто подвергался критике, так как мастера, вольно копируя элементы или приемы, не вникали в суть традиционных техник и символьных значений. Картины писались, подражая манере китайских мастеров, но отражали жизнь аристократов Европы. Они на свой манер дополняли изделия экзотическими цветами, фениксами, драконами, восточными орнаментами, полагаясь только на свой вкус и фантазию. Мастера не изучали философию и культурные особенности, смыслы, которые несли в себе яркие изображения павлинов, колибри, журавлей, тигров, китайских драконов и львов. В Поднебесной же каждый элемент имеет свое значение: дракон — символ благополучия и процветания, пион — пожелание добра, лев — защита от недоброжелателей.
Новая архитектура
Архитекторам шинуазри полюбился за свою пышность, одновременную легкость и новизну. В 1670 году в деревне Трианон, недалеко от Версаля, был создан первый архитектурный комплекс в китайском стиле. Легкие каркасные здания были облицованы снаружи бело-синими керамическими плитками, расписанными в восточном стиле. По легенде ансамбль был вдохновлен фарфоровой башней Нанкин из повествования А. Кирхнера. Фарфоровый Трианон был излюбленным местом встреч Людовика XIV и его фаворитки маркизы де Монтеспан. Памятник шинуазри — в отличие от очертаний парка — до наших дней не сохранился. Он был разрушен 1687 году, а на его месте выстроен Мраморный Трианон.
Постройки в стиле шинуазри в садах и парках при аристократических резиденциях появляются все чаще. Самый известный из чайных домиков Европы, построенный по эскизам короля Пруссии Фридриха Великого, находится в парке Сан-Суси в Потсдаме.
В Российской империи этот ориентальный стиль начал свои путь, благодаря Петру I. Вдохновляясь стилистикой китайских комнат в Голландии, он пожелал иметь подобные и в своих дворцах. Первой комнатой и образцом «китайщины» в русской дворцовой культуре стал Лаковый кабинет или, как его называли, «Лаковая камора», проект архитектора И. Браунштейна во дворце Монплезир в Петергофе. Отделка там выполнена из 94 привезенных створок китайских ширм, которые заново расписали золотом и серебром ориентальными сюжетами. В оформлении интерьера комнаты были также использованы китайский фарфор, резьба по дереву, лаковая роспись, золочение.
Начиная с Лакового кабинета комнаты в стиле шинуазри становятся обязательным атрибутом императорских резиденций, но самые знаковые образцы были созданы в годы правления Екатерины II. Например, в Большом Петергофском дворце располагаются Восточный и Западный кабинеты, оформленные «лаковыми обоями» и печами с отделкой из полихромных изразцов. Печь Западного Китайского кабинета даже украшена четырьмя фигурами людей в восточных нарядах.
Когда в Европе тренд на шинуазри уже сходил на нет, в Российской Империи все еще расцветал буйным цветом сакуры и пионов
По указу ее Императорского Величества в Царском Селе заложили китайскую деревню. По изначальному проекту она должна была состоять из 18 стилизованных домиков и восьмиугольной обсерватории, из которых было построено только 10, а в 1818 Александр I приказал перестроить деревню под гостевые апартаменты.
В самом Екатерининском дворце можно также найти Китайскую Голубую гостиную, где роскошь шинуазри встретилась со сдержанностью классицизма. Стены комнаты на протяжении полутора веков были затянуты голубым китайским шелком с флоральной росписью. Примечательно, что этот интерьер был создан в конце XVIII века, когда в Европе тренд на шинуазри уже сходил на нет, а в Российской Империи все еще расцветал буйным цветом сакуры и пионов.
Шинуазри современный В современных интерьерах все чаще можно обнаружить элементы шинуазри, например, небольшие изображения в китайском стиле — панно или картины находят место в различных комнатах дома и создают должный восточный колоритный акцент. Чайные вазы — наиболее популярный элемент шинуазри — можно видеть в качестве основания для настольных ламп с тканевым абажуром во вполне современных пространствах.
Изящной ширмой заменяют перегородки для зонирования и украшения пространства компактных квартир или больших залов. По китайским канонам ширма обязательно должна состоять из четного количества створок. Мягкая мебель в стиле шинуазри выглядит так же изобильно, как и в стиле рококо. Каркас может быть из бамбука, а обивка из шелка или хлопка.
Шинуазри сегодня — это Восток в европейской интерпретации, близкий к рококо своей пышностью и роскошью, но сохраняющий атмосферу, мотивы и смыслы традиционной китайской эстетики. Он богат на детали, обилен, предлагает индивидуальность, элегантность и широкий простор для творческих решений, за что и остается любим и щедр на переосмысления.
Автор: Мария Блохина
Свежие комментарии