На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ливень
    с какого это перепоя водка исконно русский напиток?Не хлебом единым....

Есть ли будущее у электроавто?

Все новое — есть хорошо забытое старое. Утверждение актуально и для автомобилестроения.

В 1986 году на первых в истории США коммерческих автогонках победителем вышел электромобиль компании RIKER. У пяти бензиновых конкурентов на тех гонках не было даже шанса на победу. И это не какая-то счастливая случайность, а нормальный ход вещей.

В то время на рынке автомобилей было три типа двигателей: паровые, бензиновые и электрические. Электротранспорт не был чем-то из ряда вон выходящим. Компания, которая производила свинцовые аккумуляторные батареи под брендом Exide, имела в своем арсенале собственный парк электротакси в Нью-Йорке и Детройте. Общий парк составлял почти 200 автомобилей. Но и это еще не все: на дорогах можно было встретить и электрические пожарные машины и даже почтовые фургоны.

В 1899 году в США насчитывалось 12 производителей электромобилей с суммарным объемом продаж свыше 1400 единиц в год. А компания Woods Electric из Чикаго выпускала даже гибридные модели. На скоростях до 25 км/ч работал только электромотор, на скоростях свыше — бензиновый двигатель.

Но безопасность и емкость аккумуляторных батарей были не идеальны, а потому двигатели внутреннего сгорания на какое-то время вышли в этой гонке вперед.

Запрет продажи авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) к 2030 году

10-15 лет назад был заметен явный тренд на массовый переход к электромобилям. Все страны Европы соревновались в первенстве за тотальный переход на автомобили без ДВС. Кто-то обещал запретить продажу автомобилей исключительно на двигателе внутреннего сгорания, — будь то бензин или дизель, — к 2025 году, кто-то обещал сделать это только к 2050 году. Но тут важно отметить, что речь идет не про тотальный отказ от автомобилей с ДВС, а отказ от автомобилей только с ДВС. Если в автомобиле есть даже небольшая по емкости стартовая батарея на 48 Вольт (так называемые мягкие гибриды), то такой автомобиль под запрет уже не попадает. При этом фактически подобный автомобиль в движение приводит именно ДВС, а не батарея.

Важно учитывать и то, что подобные меры касаются не тотального запрета на эксплуатацию автомобилей исключительно с ДВС, а лишь запрета на продажу новых автомобилей. Любые виды гибридов или полностью электрические автомобили обретают все больше прав на существование.

10-15 лет назад был заметен явный тренд на массовый переход к электромобилям. Все страны Европы соревновались в первенстве за тотальный переход на автомобили без ДВС

В Европе экологические нормы ужесточаются с каждым годом. При этом давление со стороны «зеленых» на автопроизводителей идет по всем фронтам. Речь как о снижении вредных выбросов самого авто, так и о сокращении воздействия на внешнюю среду самих производств. Ну и без применения переработанных материалов в интерьере тоже не обойтись. Регламентировано абсолютно все.

В ряде стран Европы запрет на стоянку автомобиля с с включенным ДВС существовал и существует уже более 30 лет. В России же такого запрета по сути нет до сих пор, никто не запретит водителю два часа прогревать свой автомобиль во дворе жилого дома.

 Электроавтомобили — машины будущего или мыльный пузырь?

Сегодня многие страны Европы уже не так оптимистично настроены на по части тотального перехода на гибриды и электромобили. Количество таких автомобилей неуклонно растет, но вместе с ним возникают и новые проблемы.

Первая проблема, это недостаточное количество общественных зарядных станций. Сегодня процесс зарядки электромобиля все еще занимает куда больше времени, чем привычная всем заправка топливом. И тут очередь даже в 1-2 автомобиля может очень сильно осложнить жизнь водителя.

Вторая проблема также связана с зарядными станциями. Она кроется в том, что встречаются недобросовестные пользователи как самих зарядных станций, так и парковочных мест на этих станциях. Часто бывает, что парковочное место у зарядной станции занято не электромобилем. Если подобная станция имеет соответствующие дорожные знаки, то нарушителю грозит штраф от 500 до 2500 рублей в зависимости от региона и, возможно, эвакуация. Но не всех это пугает. Также встречаются случаи, когда владелец электротранспорта оставляет автомобиль на зарядку, которая составляет 2 часа, а уходит при этом на весь день. И в ряде автомобилей без владельца машины просто не удастся вытащить зарядный пистолет.

Третья проблема — запас хода. И речь не про то, что пока массового нет электромобилей, способных проехать 1000 км на одной зарядке. Проблема в том, что заявленные на панели приборов километры весьма далеки от реальности. На запас хода — и расход энергии соответственно — влияет множество факторов: манера езды, манера торможения, температура за бортом, и еще ряд факторов, в том числе даже нагрузка на бортовую сеть. Банальное включение музыки или кондиционера влияет на расход энергии. И если относится к запасу хода беспечно, то заявленные компьютером 500 км в действительности же могут превратиться в 150 км.

В Европе экологические нормы ужесточаются с каждым годом. При этом давление со стороны «зеленых» на автопроизводителей идет по всем фронтам

Считается, что электромобиль не выделяет вредных выбросов. Но как же углеродный след от его производства? След этот, конечно, есть, но при условии действительно массового перехода на подобные авто в будущем, выбросы будут все равно ниже. Но и тотальных переход на электротранспорт не решит глобальные проблемы с добычей нефти, так как в мире по разным подсчетам, лишь 1/3 всей нефти идет на топливо — для самолетов, судов, легковых и грузовых автомобилей. Остальная и большая часть идет на производство пластиков, полимеров и в целом того, чем человечество пользуется ежеминутно.

Четвертая проблема — это сокращение льгот и рост цен на энергоносители. Многие страны постепенно отказываются от различных государственных программ по поддержке электротранспорта. Отменяются налоговые льготы, бесплатная парковка и иные преференции для «зеленого» транспорта. Также всюду наблюдается острая нехватка зарядных станций.

При всем этом значительном перечне минусов у электротранспорта огромная армия фанатов, которые любят такие авто за высокую надежность, бесшумность, плавность хода, хорошую управляемость и высокую динамику.

Цифры и факты в России

На 1 января 2024 года в России было зарегистрировано более 39 000 электромобилей. Всего в мире в 2023 году было продано 13 600 000 «зеленых» авто — на 31% больше, чем в 2023 году.

Всего в России насчитывается порядка 45 700 000 автомобилей. Доля электромобилей составляет менее 0,1%. На каждую тысячу авто, 1 авто электрический. Внушительный разрыв. И тем не менее это невероятный прирост в количестве: в 2021 году в стране насчитывалось 16 500 электромобилей, а в 2022 — 23 400. По прогнозам аудиторско-консалтинговой компании «Деловой профиль», к 2030 году в России будет никак не меньше 1,5 млн электромобилей — 2,3% от всего автопарка страны. И правительство продолжает стимулировать рост продаж электроавто. Сейчас при должном оформлении документов владелец электрокара имеет возможность бесплатно парковаться в зоне платной парковки, а также право бесплатного проезда по платным дорогам на территории РФ. Налоговое бремя на владельца электрокара также снижено.

Пару лет назад можно было встретить и бесплатные зарядные станции. Сегодня их количество стремится к нулю. Но строят новые быстрые «зарядки». В России на конец июля 2024 года насчитывается 7410 публичных зарядных станций. Сюда не входят частные зарядные станции и станции на закрытых парковках торговых центров. Доля медленных станций составляет 64,5%, доля быстрых 34,5%. Однако по темпу роста быстрые «зарядки» впереди.

Согласно данным «Автостата», в июне 2024 года в России было куплено более 1071 новых легковых электромобилей. Это на 33% больше, чем годом ранее. К примеру, в Европе за этот же месяц было продано 208 872 новых электрических авто, пи этом 23 000 из них — это китайские марки. Также по данным агентства «Автостат», в 2023 году было продано более 160 различных моделей электромобилей. Лидер по количеству электромобилей, Москва, где на учете стоит 3 400 электроавто. На втором месте Приморский край и 1700 авто. Большинство из них с правым рулем —сказывается близость Японии. Три года назад именно Приморский край был лидером. Иркутская область, на третьем месте. Четвертое место у Краснодарского края, а пятое у Московской области.

Китай не обогнать

Сегодня Китай играет огромную роль на политической и экономической арене мира. Есть отрасли, в которых с Китаем сегодня не может соревноваться никто. И, вероятно, уже никогда не сможет. Речь про долю рынка электромобилей и, самое главное, аккумуляторных батарей к ним. Китай и тут лидер.

Так, по оценкам консалтинговой группы Benchmark Minerals, даже к 2030 году Китай все еще будет вырабатывать в два раза больше батарей, чем любая другая страна. Почему так произошло? Все просто и сложно одновременно. Китай не только производит батареи, но и добывает редкие полезные ископаемые для их изготовления. Для производства электромобиля нужно примерно в шесть раз больше редких минералов, чем для производства авто с ДВС. Китай уже давно владеет полностью или частично горнодобывающими компаниями на пяти континентах. Например, для производства наиболее распространенного типа батареи нужен кобальт. А Китай владеет большинством кобальтовых шахт в Конго, на которые приходится основная часть мировых поставок этого дефицитного материала, и, как результат, контролирует 41% мировой добычи кобальта и наибольшее количество добычи лития, необходимого для электрического заряда батареи.

Даже при сильном желании развиваться в данном направлении остальным странам потребуется немало времени на то, чтобы достичь схожих показателей. Одной из крупнейших компаний по производству аккумуляторных батарей в мире является китайская компания CATL.

Китайскую экспансию мало-помалу власти начинают сдерживать. Сегодня в Европе есть ряд ограничений, касающийся продаж электромобилей из Китая, так на авто ввезенные до 4 июля по некоторым маркам будет действовать ставка 47,6% вместо прежних 10%. Например, сюда попадает китайская марка SAIC. Крупнейшему производителю из Китая, компании BYD повезло больше, их ставка до ноября 2024 года составит 27%. Однако в масштабах планеты подобные меры едва ли эффективны.

Автор: Василий Нечипоренко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх