На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ливень
    с какого это перепоя водка исконно русский напиток?Не хлебом единым....

Цветущий кобальт и индийской лук

Сочетание белого и оттенков синего в дизайне керамики и фарфора считается классическим. Распространение тренда на бело-голубую керамику по миру имеет множество причин — утилитарных, культурных, экономических и исторических. Синий декор распространился по миру с легкой руки иракских мастеров из Басры.

В XI веке Ирак был крупнейшим мировым центром производства фаянса с кобальтовой росписью. Оттенки синего цвета получают из оксида кобальта — этот краситель до разработки полихромной росписи в Германии в первой четверти XVIII века оставался единственным пигментом, не выгорающим при высокотемпературном обжиге. При производстве данной керамики мастер пишет по поверхности обожженного изделия или же по сырой глине, а затем предмет покрывается прозрачным слоем глянцевой глазури и обжигается в печи при температурах порядка 1000 ‘С. Синий или «цветущий» кобальт, — который до обжига выглядит абсолютно черным, — в истории расписной керамики играет важнейшую роль со времен правления династии Сун и по сей день.

Существует гипотеза, что впервые кобальт был использован в Месопотамии на рубеже III – II веков. С его помощью мастера имитировали бирюзу и лазурит

Китайские художники достигли непревзойденного мастерства в росписи синим кобальтом, только лишь в XVIII веке они начали использовать другие цвета, позаимствовав рецептуры красителей у европейцев. Схожие характерные для своих регионов техники использовали и в голландском Делфте, и во французском Руане, и на мануфактуре Meissen, и в подмосковной Гжели. Знаменитые китайские вазы, блюда, чаши и бутыли, богато декорированные флористическим орнаментами с философским подтекстом получили широкое распространение начиная с XIV века. Первое время в декоре легко можно было проследить влияние исламской культуры, часто на изделиях присутствовала даже арабская каллиграфия. Позже в мотивах стали преобладать тонкие цветочные узоры и детализированные изображения драконов. Значительное число китайских беженцев начали развивать производство расписной керамики в Японии — например, в мастерских города Арита, богатого залежами белой глины. Японская сине-голубая керамика легко отличима по господству прозрачного белого тона основы и невесомости линий самой росписи. В XVIII веке экспорт китайской керамики в Европу достиг уже промышленных масштабов, став толчком к развитию аналогичных производств и разработке собственных техник во Франции, Германии и Голландии.

Предметы из белого фаянса (мелкопористой белой или чуть сероватой глины) с росписью «в китайском стиле» впервые были изготовлены во Франции на мануфактурах Невера в середине XVII века.

Делфтский фаянс составил славу искусства керамики на севере Европы до изобретения европейского фарфора в начале XVIII века. Delfts blau — тот самый яркий синий цвет, перешедший голландским мастерам по наследству от китайских творцов времен династии Мин. Делфт в XVII веке переживал бум морской торговли, туда привозили множество диковинных дальневосточных товаров, в том числе ценившийся на вес золота китайский фарфор, который и копировали на свой манер голландские мастера.

Кобальт активно использовали античные и венецианские стеклодувы

В XVII веке фабрики, производившие фарфор по типу делфтского, появились в Германии и Англии. В Невере изготавливались предметы в стиле «blue persan» — на синий кобальтовый фон наносились орнаменты в персидском стиле…

Первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура, основанная в 1710 году, в течение долгих лет разрабатывала собственный рецепт синей кобальтовой краски. За разработку была назначена премия в 1000 талеров. Саму краску стали использовать не только для нанесения узора, но и для заполнения фона. С 1730 года мейсенский фарфор стал производиться уже серийно. Поначалу в декоре использовались китайские мотивы, но затем в узорах стали появляться и европейские цветы. На Севрской мануфактуре использовалась также и надглазурная роспись. Ее известные орнаменты blue royale, blue nouveau, blue fallot дали старт для развития все новых фантазийных росписей кобальтовой керамики. На Венской же фарфоровой мануфактуре изобрели мышьяковистый кобальт, ставший основой для одной из самых известных красок Вены «лейтнеровской синей».

Китайский фарфор и голландская керамика способствовали расцвету стиля шинуазри и появлению моды на целые фарфоровые павильоны

Со временем из-за развития производства одним из преимуществ сине-белого фарфора стала его доступная цена. Благодаря этому факту, кобальтовый фарфор стал популярен в Англии, где исторически не было собственного фарфорового производства. Отсылки к модному китайскому дизайну и возможность легко комбинировать предметы из различных серий в единые комплекты сделали кобальтовый фарфор повсеместно востребованным. Успех сине-белой керамики и расцвет производства привели к излишнему распространению таких предметов, и они перестали считаться роскошью. Постепенно непосредственно посуда из кобальтовой керамики стала считаться адресованной широким слоям населения. Декоративным изяществом прославились предметы Копенгагенской Королевской мануфактуры, где был изобретен новый способ нанесения кобальтовых красок, а сам кобальт добывался на рудниках Норвегии. Изделие окрашивалось постепенным погружением в краску, а после каждого погружения часть краски аккуратно смывалась. Так переход между оттенками получался наиболее плавным, а технология окрашивания получила название «копенгагенской». Славу датской традиции составляют изделия произведенные на мануфактуре Royal Copenhagen с тончайшим флористическим узором, прообразом которого стал декор сервиза заказанного на производстве в 1790 году королем Дании в подарок Екатерине Великой. Классический сервиз «Blue fluted» выпускается до сих пор.

В XVI веке во Флоренции в подражание китайскому фарфору создали «фарфор Медичи» — керамику с подглазурной кобальтовой росписью

Крайне схожие мотивы в орнаментах можно увидеть в предметах, произведенных уже в XX веке на различных европейских мануфактурах, — Jäger Eisenberg и Kahla с узором «Blau Saks» или Porzellanfabrik Winterling. Синий узор на этих предметах также называют Indish Saks или Indish Blau, а в Дании — Blue Denmark. Причудливым образом в русском варианте орнамент из тонких синих побегов чаще всего называют «индийский лук».

Гжель является одним из традиционных центров производства российской керамики. При этом основным мотивом в росписи здесь является цветок розы, потому гжельское производство имеет непосредственное отношение к традициям бело-синей керамики только по части использования оксида кобальта, которого в Гжели насчитывается порядка 20 оттенков. Знаменитая «Кобальтовая сетка» в изделиях Императорского Фарфорового Завода, ставшая визитной карточкой Санкт-Петербурга, создана в 1944 году художницей завода Анной Яцкевич. Изначально сетка, впрочем, была придумана золотой. Лишь после выхода продукции ее цвет заменили на синий, и именно в таком исполнении сервиз получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. По одной из версий идея кобальтовой сетки навеяна автору аналогией с заклеенными крест-накрест окнами домов блокадного Ленинграда. А по второй идея является перевоплощением другого сервиза XVIII века, созданного Дмитрием Виноградовым, основателем завода, для Елизаветы Петровны… Cам тон кобальтовой росписи у ИФЗ фирменный — глубокий синий, восходящий вместе с качеством фарфора к классическим традициям китайских мастеров.

Закономерным продолжением и подтверждением неугасающей популярности бело-синего фарфора служат современные интерпретации орнаментов. Так в 2023 году Louis Vuitton оформил собственную линейку фарфора в этом классическом решении, только вместо цветов, пагод, пейзажей и орнаментальных конструкций в синем тоне исполнен фирменный паттерн марки. Так древние китайские традиции и секреты европейских мануфактур в новом веке не теряют актуальности, но воплощаются уже в поп-арт стилистике.

 

Автор: Наталья Максимова

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх